Все эти периоды в истории союза связаны не только преемственностью административной, но и достаточно четко прослеживающимися тенденциями в творчестве его членов. Разумеется, здесь никогда не было такого идеологически обусловленного стилистического единства, как в ЛОСХе: ведь изначальной задачей союза было как раз содействие становлению самостоятельных личностей в искусстве. Но совершенно естественно, что среди членов союза существовали и пропагандировали свои идеи ряд представители разноплановых художественных школ и направлений.
Особенно это видно на примере авангардных течений в изобразительном искусстве: если в довоенный период в союз входили лидеры авангарда 20-х - 30-х годов XX века - К. Малевич, П. Филонов, М. Матюшин, Н. Суетин, а также их ученики и последователи - В. Стерлигов, Т. Глебова, П. Кондратьев, А. Порет, то в 60-е - 70-е годы в Горкоме находят прибежище и активно развивают идеи учителей А. Батурин, Г. Зубков, М. Цэруш, и другие. И, наконец, в 90-е годы новый "творческий" союз практически полностью вбирает в себя как старшее, еще горкомовское поколение художников - продолжателей идей и техник авангарда, так и целое поколение их учеников, "3-ю волну" - В. Поварова, Л. Куценко, Е. Александрову, Л. Астрейн, Е. Гриценко, А. Носова, А. Кожина и многих других.
Подобная преемственность может быть прослежена и в ряде других направлений: так, в довоенный союз входили художники, близкие по своим творческим исканиям к объединению "Круг" - В. Гринберг, А. Русаков. Затем, в 60-е годы художники первой волны андеграунда, входившие в Горком, так называемый "Арефьевский круг" - А. Арефьев, В. Шагин, Р. Васми, В. Громов, Ш. Шварц - развили идеи "круговцев". Наследниками "арефьевского круга" можно считать целое поколение современных художников, среди которых, в первую очередь, следует упомянуть художников знаменитой группы "Митьки" - Д. Шагина, А. Флоренского, В. Шинкарева, А. Кузнецова и других.
Нет сомнения, что Ленинградский Горком художников явился тем связующим звеном, которое сегодня позволяет говорить о сохранении и развитии традиций искусства Петербурга первой половины ХХ века. В него вошли наследники наиболее влиятельных течений этого периода, и в его стенах было воспитано новое поколение художников, их воспринявших. Особенностью союза является еще и то, что он никогда не имел тесных связей с официальной советской идеологией, равно как и со структурами, внедрявшими эту идеологию в жизнь.
С самого начала своего существования его целью было объединение профессионалов и энтузиастов изобразительного искусства вне зависимости от их политических или мировоззренческих убеждений. Неидеологичность и по сей день остается установкой союза, играющей неоднозначную роль в современном развитии организации, но неизменно свидетельствующей о чистоте ее происхождения.
В августе 2003 года СПбТСХ совместно с Государственным Русским музеем, музеем истории Санкт-Петербурга и ЦВЗ «Манеж» и при поддержке Комитета по культуре Администрации Санкт-Петербурга организовали и провели юбилейную выставку «Традиции и современность», посвященную 85-летию с момента основания Союза и приуроченную к празднованию 300-летия Санкт-Петербурга. К выставке был издан каталог, в который, помимо материалов, представляющих экспозицию, вошли статьи известных российских искусствоведов и историков искусства, написанных на основе уникальных архивных материалов, проливающих свет на 85-летнюю историю Союза.